Rambler's Top100

Музей "Строка оборванная пулей"

Эта деятельность была не просто моим увлечением. С 1999 по 2002 год музей стал моим вторым домом, его коллектив - второй семьёй. Это был значительный этап моей биографии, ни с чем не сравнимая жизненна школа.

Rambler's Top100

А теперь обо всём по порядку.

История и традиции музея

Музей "Строка, оборванная пулей" был официально открыт  в 1980 году. Находится он в посёлке Рыбное, Дмитровского района,  Московской области, в здании Дмитровского рыбопромышленного техникума. Его основательницей и долгие годы бессменным руководителем была Чернова Наталия Юрьевна.  Этот музей посвящен поэтам, погибшим на Великой отечественной войне.

Необычность этого музей заключается, в том, что он создан ребятами в возрасте от 12 до 22 лет. Они же являются экскурсоводами в этом музее. Иными словами в основе музея находится коллектив ребят (клуб), а музей - это следствие его работы.

Клуб - это добровольное объединение граждан, которое функционирует по определённым законам и правилам, которые прописаны в его уставе.

Если говорить о прототипах этого клуба, то, на мой взгляд, наиболее известной организацией подобного рода была Фрунзенская коммуна, существовавшая  в Ленинграде в 60 годах  20 века. (Книжка даже такая есть "Фрунзенская коммуна" написанная коллективом авторов). Главный принцип клуба - самоуправления. Все ключевые вопросы решаются общим сбором в кругу. Круг - это своеобразный символ клуба. Круг - это символ равенства прав и обязанностей каждого члена клуба, каждый открыт перед всеми, каждый имеет право голоса и  каждый несёт ответ перед всеми. Поэтому на собраниях и других встречах члены клуба стремятся располагаться кругом.

На месяц  из числа членов клуба избирается вахтенный командир, который организует работу клуба во время своей вахты. Рядовым членам клуба с командиром запрещается спорить, даже закон такой в уставе есть: "Вахтенный всегда прав."  По истечению срока вахты деятельность командира подвергается детальной разборке всем коллективом. Ему открыто говорят о его плюсах и минусах, дают рекомендации на будущее. То есть получается своеобразная школа лидеров. Кроме вахтенного командира в музее ещё очень много сменных должностей (дежурные, командир отряда, начпрод, хозяюшка, фотограф, видеооператор, кассир и др.).  

Один или два раза в год клуб-музей уезжает в крупную экспедицию (на 2-3 недели) за сбором нового материла и экспонатов связанных с судьбами погибших поэтов. Во время экспедиции клуб живёт в авральном режиме. Дисциплина как в армии. Каждый вечер разбор полётов, каждый день новый вахтенный командир. Одновременно со сбором материалов, ребята выступают со своими агитбригадами или спектаклями в тех насёлённых пунктах, через которые проезжает. Так как экспедиции выпадают обычно на летний период, выступления чаще всего  проходят в лагерях отдыха и пансионатах.

Кроме крупных экспедиций клуб-музей очень часто ходит в туристические походы, музеи, театры.

Другими крупными событиями музейной жизни являются Ночь памяти Павла Когана, Зелёная лампа, День рожденья музея.

Ночь памяти Павла Когана - это грандиозное мероприятие, которое проходит в последнюю субботу сентября. В этот день в музей приходит очень много гостей. Коллектив музея "отчитывается" о своей работе за лето. Гостям показываются новые экспонаты, фильм об экспедиции и др. Потом все гости делятся на отряды. Отряды придумывают себе название, девиз, поют песню. Потом начинается так называемое творческое дело. Оно заключается в разработке мини театрального представления  на заданную тему и показ его пред остальными отрадами. (Дело очень интересное и запоминающееся). Когда наступает глубокая ночь (часов в 11-12) отряды по очереди  уходят в лес в символический разведпоиск и собираются  на поляне имени Павла Когана. Дело в том, что Павел Коган (автор  первого бардовского шлягера - песни "Бригантина") погиб в разведпоиске в ночь с 24 на 25 сентября 1942 года.

Поляна Павла Когана (основанная музейщиками) находится в 2.5 километрах от посёлка Рыбное. По дороге к ней отряды подстерегают различные ("немецкие" и не только) засады и прочие опасности.

На поляне ребята становятся в круг, распускают свое знамя, поют песни и читают стихи. В конце вечера в небо запускается сигнальная ракета. 

Так как музей посвящён поэтам, не одно крупное мероприятие не обходится без стихов  и песен под гитару. Очень часто в музее проводятся так называемые "поэтические свечи". Суть их заключается в следующем: ребята садятся как обычно кругом, выключают свет (если находятся в помещении) или просто ждут, когда стемнеет, зажигают свечи. Одну свечу предают по кругу. Тот человек, у которого в руке свеча, читает стихотворение, поёт песню или просто говорит то, что у него на душе.

Мой вклад

В музей я пришёл в марте 1999 года. Пригласили меня туда мои сокурсники Иван Курзаев и Алексей Завьялов. В это время музей готовил зелёную лампу по Марине Цветаевой. А так как я был из городе Александров, где Марина Цветаева жила некоторое время, и в котором находился музей её имени, (по стечению обстоятельств этот музей находится в 200 метрах от моей школы и я часто бывал там) меня попросили рассказать об этом музее. С первого момента как я оказался в музее, увидел "круг" в его работе, поучаствовал в поэтической свече, я понял, что этот коллектив то, что я так долго искал.

В литературно-музыкальной композиции, которая готовилась к зелёной лампе, мне дали роль Мандельштама (с ним дружила Марина Цветаева). Так как я любил и умел читать стихи, очень скоро я стал обзорным экскурсоводом. Иными словам я быстро нашёл свою нишу.

Так получилось, что как раз в это время музей выиграл конкурс проектов Института Открытое общество - "Открытый музей в открытом обществе" и получил грант Сороса в размере $13 000. На эти деньги музей приобрёл новое туристическое оборудование, видеокамеру, студийный видеомагнитофон, фотоаппарат, компьютер, принтер и т.п. Эти покупки мы также делали самостоятельно без помощи "взрослых". Это тоже было очень интересно и поучительно.

В музее у меня проявился талант режиссёра. Я понял, что могу делать фильмы и ставить пьесы. За три с половиной года моей работы в музее я сделал более шести документальных фильмов о работе музея и его экспедициях. Я самостоятельно писал тексты, монтировал видео и звук, подбирал дикторов. Мои фильмы многим нравились, хотя лично я всегда считал, что могу сделать лучше.

Кроме монтажа фильмов, у меня было ещё очень много участков. Я занималься формированием общественного мнения о музее(пиаром). Писал статьи в газеты,тексты для телерепортажей, которые показывали по местному телевидении. Придумывал дизайн и содержание плакатов (стенгазет) музея и вахтеных журналов. (Вахтенный журнал - это своего рода фотоальбом музея. Кроме фотографий в нём присутсвует красочное описание всех крупных мероприятий и знаменательных событий музея.) Проводил обзорные экскурсии, помогал готовть новых экскурсоводов.

Также я занимался и чисто управленческой работой. При моём непосредственном участии разрабатывались планы работы клуба на определённые периоды(месяц, пол-года, год), разрабатывались маршруты экспедиций.

О музее я написал немало статей. Самой объёмной и содержательной (практически готовой книжкой) стала статья "Об опыте воспитательной работы в музее "Строка, оборванная пулей",которая вошла во Всероссийский методический сборник учебных заведений рыбохозяйственной отрасли. (см. Мои публикации)

О создателях музея

Чернова Наталья Юрьевна

Вне всякого сомнения, клуб-музей "Строка, оборванная пулей" можно назвать уникальным клубом. Он стал таким целиком и полностью благодаря заслуге двух людей: Черновой Натальи Юрьевны и её отца Чернова Юрия Михайловича писателя-фронтовика, который всегда был рядом с ней.

Наталья Юрьевна была удивительной, очень яркой личностью. Несмотря на то, что у нее не было так называемого "престижного образования" (лишь заочный педагогический институт), она отличалась исключительным интеллектом. Поначалу я просто поражался скорости её мышления, она решала практические вопросы моментально, влёт, и у нее всегда оставался запасной вариант. С такой головой она вполне могла сделать карьеру министра. Но у неё была другая миссия на этой земле:

Она пришла в этот мир, что бы учить, "зажигать" сердца. Она любила людей и жила для них, воспламеняя их сердца от своего сердца. С ней хотелось быть рядом, хотелось идти за ней. Её любовь можно было почувствовать. Это трудно объяснить словами (и не каждому дано это понять), временами от неё исходила благодать (я думаю это самое подходящее слово), та самая благодать, о которой рассказывают в церквях. В её деятельности не было никакого прагматизма или личной корысти. Она была просто доброй волшебницей...

Была...

В августе 2000 года она умерла от онкологического заболевания, на 46 году жизни.

Я и ещё 13 верных её последователей не были на её похоронах. Мы были в экспедиции на Урале. Мы продолжали её дело...

Встреча с непознанным

В сентябре того же рокового 2000 года, когда мы вернулись из экспедиции и решали, что же делать дальше, со мной произошло удивительное событие.

Однажды я пришёл в музей, что бы поработать с отснятым видео материалом и неожиданно для себя обнаружил птицу сидящую на стенде Павла Когана. Мне кажется, это был стриж, но с огромными (даже для этого вида) крыльями. Очевидно, он залетел в приоткрытую фрамугу. Стриж меня не боялся и свободно разрешил, взять себя в руки. У него был очень пристальный взгляд, и крепкие коготки, которыми он держался за мой палец. Я открыл окно и высунул руку со стрижём. Он не спеша, улетел. Через два дня я вновь обнаружил в музее ту же самую птицу. Картина повторилась: его пристальный взгляд, сильные коготки, неспешный взлёт.

Спустя ещё несколько дней я в третий раз нашёл стрижа в музее. В этот раз он показался мне особенно обессиленным. Он сидел на подоконнике, беспомощно сложа свои огромные крылья. Я приподнял его, он вцепился в мой палец сильнее обычного. Даже когда я высунул руку в открытое окно, он продолжал сидеть на моём пальце и сжимать его, так что я с трудом сдерживал свою боль. Тут я произнёс свои мысли вслух: "Я понял, надо держаться несмотря ни на что". Стриж взлетел и скрылся в бездонной синеве неба. А на моём пальце остался таинственный рисунок из восьми кровоточащих точек...

Фотогаллерея


Посмотреть полезные ссылки

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz